Ждём прихода Рождества
Последнее обновление: 06 Январь 2011 | 17:45 | ||
Рубрика:
Культура
|
Январь ознаменован не только началом нового года и долгими праздничными каникулами, свидетелями которых мы сейчас и являемся. Совсем немного осталось до наступления одного из главных христианских праздников – Рождества Христова. Рождество всегда было сказочным временем, пропитанным чудесами и какой-то свойственной только этому времени аурой праздника и летающей в воздухе магической силой.
Рождественский сочельник. Накануне Рождества.
Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос.С утра, в Сочельник, в избах наводили чистоту, а с вечера начинали петь коляду. В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду – куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу, пели под окнами колядки – песни, в которых восхваляли, величали хозяев, получая от них подарки: конфеты, выпечку, денежки. В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу – кутью и взвар. Кутья – это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар – напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара – символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. В Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек – добрый или злой – первым мимо пройдет, таким будет следующий год. Вечером ждали появления Вифлеемской звезды – только после этого можно было приниматься за еду.
Святки.
С Рождества начинались святки – праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, гадания, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество девушки не гадали, а также в день Рождества запрещалось заниматься хозяйственными делами.
В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет, темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа – кипятком углы обварить да крапивным веником вымести.
Второй день Рождества называется Собор Богородицы.
Девичьи гадания и хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка. А девушки в этот день гадали. Повсеместно было распространено поверье, что с этого дня начинают беситься ведьмы, черти устраивают свои бесовские потехи, причем они стремятся как можно большее навредить людям. Ведьмы летают на помеле, собираются на свой шабаш. Крадут месяц с чистого неба и звезды по карманам растаскивают. Потому и православные ряжеными ходят, показывая, что место занято и здесь чертям и всякой нечисти делать нечего.
Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородится. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином.