Французский писатель Филипп Буржуа посетил Бийск
Последнее обновление: 14 Ноябрь 2012 | 13:01 | ||
Рубрика:
Город
|
Каждый народ имеет и бережно хранит свои традиции. Для нормального человека опыт, накопленный его предками, является святыней. К сожалению, в истории России не раз возникали условия для забвения и даже искоренения собственных традиций.
Так было в период христианизации древней Руси, в эпоху активных преобразований Петровской эпохи, в годы воинствующего атеизма советского периода. Но ничто так не отбросило нас от собственной культуры, как последнее десятилетие ушедшего столетия, когда, соблазнившись западными стереотипами, мы едва не утратили не только уважение к самим себе, но и то святое чувство патриотизма, которым всегда отличались наши соотечественники.
Давным-давно в семьях русского Севера существовала традиция дарить младенцам трудовые инструменты: мальчику – маленький молоток, топорик, рубанок и др., а девочке – крошечную прялку. В раннем детстве эти инструменты занимали законное место среди других игрушек, но очень скоро, подражая взрослым, дети начинали использовать их по назначению. В период отрочества ребятишки овладевали способами изготовления охотничьих силков, плетения сетей, ремонта обуви, осваивали виды трудовой деятельности, которые кормили их семью: девочки – прядение, шитье, вышивание, вязание, ткачество; мальчики – охоту и морской промысел.
В наше время работа в государственных или частных учреждениях, развитие собственного бизнеса стали, скорее всего, способом заработка, нежели семейной традицией. Получило иной вектор развития и общение с детьми: прокормить, одеть, обуть, дать образование, в лучшем случае – провести совместный отдых на природе или даче, сходить в кафе или съездить за границу. Все остальное взрослые с легкостью возлагают на школы, дома творчества, спортивные секции. И в этом нет ничего плохого, все правильно. Вот только не становимся ли мы с таким отношением к жизни все более безликими, не утрачиваем ли те корни, которые делают нас интересными для иных народов?
Россия всегда была загадкой для европейцев и американцев. И интерес к нам, как к особому этносу, еще не угас. Это доказал приезд в Барнаул группы писателей из Франции с целью собрать материал для проекта «Дневник путешествий на Алтай». Из Барнаула члены делегации разъехались по городам нашего края. В Бийск же приехал фотограф и писатель Филипп Буржуа, известный как Тристан, пожелавший познакомиться с ремеслами, народными традициями, сохранившимися в нашем регионе. В сопровождении начальника сектора маркетинга и туризма в г. Бийске Руслана Викторовича Емельянова г-н Буржуа посетил детскую школу искусств № 4 (район Льнокомбината).
Кугай Ольга Бахроновна. директор ДШИ4 |
– Для нас его приезд был несколько неожиданным, – говорит директор школы Ольга Бахроновна Кугай, – Наша школа по сути единственная в городе, где есть отделение фольклора и уникальная «Русская горница» – музей, в котором силами преподавателя Марины Владимировны Давыдовой постоянно пополняется коллекция современных и старинных произведений прикладного народного творчества и предметов домашней утвари.
Г-н Буржуа был потрясен и удивлен настолько, что сначала даже почти не мог эмоционально реагировать на увиденное. Во-первых, он не понимал, как это дети могут одновременно учиться в двух (!) школах. «Во Франции, – по его словам, – дети учатся всему в одной школе. Почему их две? Как они успевают?» Во-вторых, он не ожидал, что то, ради чего он проделал столь далекий путь, оказалось доступным не в музее, не в этнической деревне, а в городской школе.
– Мы решили провести мастер-классы, в которых гость мог бы сам принять участие, – рассказывает живописец, член Бийской ремесленной палаты и преподаватель декоративно-прикладного творчества Заречнова Юлия Юрьевна, – Керамист Власова Ольга Ильинична предложила ему попробовать изготовить из глины свистульку, я – украсить льняную рубаху аппликациями коня и птицы – древнерусских символов Ярилы Солнца и человеческой души, а затем самостоятельно изобразить древо жизни. Было продемонстрировано и шитье бисером. Марина Владимировна Давыдова показала гостю валенок, предложив второй свалять вместе с нею. Сначала Филипп даже не взял валенок в руки, так как не понял, что это. Еще больше удивился, узнав, что это традиционная русская зимняя обувь. И пришел в полное изумление от того, что столь хрупкая женщина может на его глазах изготовить эту странную вещь.
Встреча завершилась чаепитием, во время которого звучали народные песни в исполнении завуча и преподавателя народного пения Шушкановой Татьяны Викторовны.
– Я потрясен! Я в восторге! Я ничего подобного не ожидал! – воскликнул гость и попросил гитару.
Филипп оказался обладателем чистого, красивого голоса. Он пел вдохновлено и трогательно… От былого напряжения у него не осталось и следа.
– Я давно не испытывал такого наслаждения от общения с людьми, – позже признался г-н Буржуа, – Я восхищен и очарован!