Николай Гейвах: Театр — это армия, здесь должна быть дисциплина и не должно быть понтов
Последнее обновление: 22 Апрель 2014 | 12:15 | ||
Рубрика:
Культура
|
Режиссер — это прежде всего неординарная личность и яркая индивидуальность. В кулуарах Бийского драматического театра наткнулась на решетку с табличкой «Посторонним вход запрещен». У некоторых людей такая табличка – защита от окружающего мира, через которую сложно пробиться до человеческой сути.
Режиссеру Николаю Гейвах такой таблички судьба изначально не выдала. Он открыт и спокоен. Неторопливо, Николай достал хромированную фляжку, открутил колпачок, в воздухе поплыл аромат жареных кофейных зерен, он отпил глоток, затем чиркнул спичкой, пыхнул сигаретой и под аромат табака и кофе наша беседа началась.
Николай Николаевич, расскажите о своем детстве
Родился и вырос я в городе Рубцовске. Мы все с XV века — военные. Я в своем роду первый не военный человек. Вырастила меня мама, она по образованию инженер, дочь военного полковника. Можно сказать, что я вырос среди фуражек и портупей. Теплые воспоминания у меня связаны с родным дядей. Он хорошо рисовал, в художественной мастерской дяди Бори я провел в детстве довольно много времени.
С каким чувством Вы вспоминаете этот период жизни?
У меня нет ни одной секунды в жизни, о которой я могу вспомнить плохо. Детство у меня было классное, и время было классное! Мы жили дружно, бывает, что разбирались дворами, дрались, а потом вместе в футбол шли играть. Что интересно — никто нас не организовывал, не было никаких взрослых. Атмосфера в детстве была хорошая, и она совсем другая, нежели чем сейчас.
Вы были в пионерском лагере?
Много раз. Пионерский лагерь — это была страна с режимом, но там себя угнетенным не чувствовал, даже несмотря на все линейки и построения. Расскажу историю, однажды мы шли с линейки, и я увидел огромные железные качели, на которых мне хотелось покачаться одному. У меня была мечта — раскачаться как можно сильнее и сигануть как можно дальше. И вот, взрослые и дети разошлись, на меня никто не обратил внимания, я сел на качели и, раскачавшись, прыгнул. И в тот же момент понимаю, что не рассчитал траекторию и лечу не в длину, а вверх. С шести метров высоты я упал на землю и сломал руку, все же испытав это ощущение полета.
Во сколько лет Вы заработали свой первый рубль? На что тратили первые деньги?
Зарабатывал деньги с двенадцати лет. Работал летом, разгружал вагоны, работал на каких-то овощных базах. Мама те деньги, что я зарабатывал, не трогала. А покупал, все что хотел — бутсы, кеды, коньки.
Какие отношения у Вас были с мамой?
Я – один ребенок у мамы. Жили мы очень скромно, зарплата начальника лаборатории была невелика. В плане воспитания у мамы были железные установки: «Слово – дороже денег», «Слово дал – слово держи». Слово мамы для меня всегда было закон. И мне крайне сложно, когда я вижу, что сейчас дети в любом возрасте могут перечить родителям. Мне это непонятно, мама держала строго, но с другой стороны, она мне позволяла все, я что хочу.
Например, когда я решил создать ансамбль и собрал, какую смог, аппаратуру, то все репетиции мы проводили у нас дома. Мы гремели, шумели, такое родители никому больше не позволяли. Мама говорила, что до 14 лет я был идеальным ребенком: «В четырнадцать лет ты ушел на рок-н-ролльную репетицию и вернулся другим человеком, того я больше не видела. Я умру — ты перешагнешь и пойдешь на репетицию», — она так считала и так воспринимала меня целых тридцать лет — с четырнадцати до сорока пяти. С мамой…(режиссер помолчал) было сложно. Мы поняли друг друга в последний месяц ее жизни. Она позвонила мне и сказала: «Приезжай». Я приехал, мы общались, разговаривали, и после мама мне с удивлением сказала: «Надо же! А я тебя, оказывается, совсем не знала…»
Сохранилась ли у Вас вещица из детства?
Только детские фотографии. Знаете, я всегда с самого рождения жил и четко понимал, что живу у мамы. Лет пять назад я купил дом и подумал: «Наконец-то это мой дом». А дом сгорел, после пожара у меня возникли мысли, может, у меня нет возможности вообще иметь дом. И до сих пор у меня нет ощущения дома. Зато я знаю, что такое дорога.
Справка:
Николай Николаевич Гейвах. Доцент кафедры театрального искусства и актерского мастерства факультета культуры и искусств в Омском государственном университете. Преподавал театральное искусство во ВГИКЕ. Сейчас живет и работает в Бийске. Трагикомический детектив «Шведская спичка» - его первая театральная постановка в Бийске, куда он прибыл по приглашению главного режиссера Бийского драматического театра Михаила Вороновского.
Что для Вас свобода?
Это внутреннее ощущение. Моя свобода в заповедях, не смогу сказать, что я святой человек, но я — свободный человек. Смотрите, есть земля, есть планеты, чтобы человечеству выжить, нужно соблюдать определенные законы. Например, уважать природу, не мешать соседу, уважать какие-то устои, культуру, уважать землю. И вот если кто-то вмешивается в мой мир, то я очень жестко к этому отношусь. Это тоже некая степень свободы — уважать чужие границы.
Какие черты в человеке вызывают у Вас неприятие?
Пафос. Стараюсь подальше держаться от таких людей. Потому что пафос, это, как правило, глупость. У пафосного человека во всем высокая планка, а в итоге комплекс «выбиться в люди».
Вы верите в закон бумеранга?
Железно. Что посеешь, то и пожнёшь. Это везде разными словами сказано. Живи так и относись к людям, как хочешь, чтобы относились к тебе.
С рождением детей, какие чувства ощутили?
Восторг! У меня два взрослых сына и дочка, ей сейчас десять месяцев, я ее назвал в честь своей мамы — Римма.
В воспитание сыновей вмешивались?
В детстве у меня случались непонятные больные моменты, связанные со взрослыми, и я для себя четко решил, что буду воспитывать своих детей абсолютно иначе — всегда при любых условиях буду доверять своим детям и буду позволять им делать, все что угодно. И это сработало. Мы со всеми моими детьми — друзья.
Что у Вас сегодня было на завтрак?
Кофе и сигарета.
Когда тяжело на душе, стараетесь уединиться или предпочитаете общение?
Я абсолютный одиночка. Мой круг общения крайне ограничен, я могу себе это позволить. Если я человека не воспринимаю, то просто ухожу. Ведь ему некомфортно и мне. Николай Николаевич, добавил: Когда люди говорят, что им не хватает общества, то я этого не понимаю. Если я был в тюрьме, то из карцера бы не вылазил, потому что мне хорошо одному.
Ваш главный принцип взаимодействия между людьми.
Стопроцентное доверие. Понятия «предательства» для меня нет, оно для меня отсутствует, есть стечение обстоятельств и то, как человек с этим справился.
Вы умеете прощать?
Что значит «прощать»? Меня невозможно обидеть. Природа сделала мне подарок – я не умею держать зла. Некоторым людям в жизни этого надо достигать, а у меня этого нет. Понял это позже, и, оказывается, это так круто! У меня появляются друзья, и они не исчезают. Я их принимаю, таковыми, какие они есть.
Вы когда-нибудь говорили человеку фразу «Ты — талант!»
Да. Очень часто. Но у меня два понятия в работе — дисциплина и дело. Театр — это армия, здесь должна быть дисциплина и не должно быть понтов.
Талантливый актер может быть одновременно серым человеком, режущим на газете селедку и ругающим власть за, то, что у него нет денег на цветы любимой?
Да, такое может быть.
Что в Вашем понимании душевный покой?
Душевный покой — это смерть. Мне такое неинтересно. Не понимаю, как можно целыми днями лежать на диване. У меня отдых в работе — там и покой и страсть и всё на свете.
Для возникновения новых идей, какое время суток Ваше?
Ночь. Днем-то некогда.
Расскажите о творческих планах
Когда мы строим планы, то потом, спустя время, смотришь, а жизнь идет совсем иначе. Почему? Непонятно. А потом еще проходит время, и ты понимаешь, что оказывается, что с самого рождения не было ни одного случайного события. В следующем году, на базе кино, я запускаю большой проект по роману Достоевского «Преступление и наказание». Это будет полный метр, с алтайскими композиторами, артистами. Все это за свой счет, я создал свою империю — собрал свою независимую киностудию. Я всегда делал то, что мне интересно — добавил режиссер.
Справка:
В основе картины — роман Федора Достоевского «Преступление и наказание». Режиссер фильма Николай Гейвах, доцент кафедры театрального искусства и актерского мастерства факультета культуры и искусств ОмГУ. Это будет полнометражный музыкальный художественный фильм. Вложения в фильм уже составили порядка пяти миллионов рублей. Картина изначально будет создаваться для выхода на международный рынок.
Кому бы Вы сказали – «Спасибо»
Искренне благодарен каждому, кто встретился в моей жизни.
Кофе/чай/сок/коньяк/вода/сон?
Сок.
Желтый лист клена или цветущая ветка яблони?
Клен.
Тавдинская пещера или канатная дорога в Манжероке?
Пещера.
Лучше одной женщины может быть только две?
Тут нельзя однозначно ответить. С женщинами все не так, как ты предполагаешь, все наоборот. Когда я раньше предполагал, что одна – было очень много, когда я сейчас предполагаю много, есть одна. Пока я не понял этой формулы, но это факт. Раньше я больше думал о себе, а сейчас я не могу обидеть человека.
Что Вы пожелаете нашим читателям?
Услышьте себя — ребенка. Будьте собой, слушайте себя, свое сердце, свою душу. Услышьте себя настоящего.
Беседовала Марина Гайдай
Фото автора
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи